Балет в 2-х действиях
Либретто Т. Готье, Ж. Сен-Жоржа, Ж. Коралли по легенде Г. Гейне
Хореография - Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа
Краткое содержание балета
Действие первое
Действие первое
Деревня в горах, окруженная лесами и виноградниками. Крестьянский дом, в котором живут Берта и ее дочь Жизель. Крестьяне направляются на сбор винограда. Девушки приветствуют Жизель, свою подругу, всеобщую любимицу.
Появляется лесничий Ганс. Он клянется разрушить счастье влюбленных: Жизели и юноши, живущего в охотничьем домике. Ганс скрывается; из дома выходит граф Альберт, переодетый в крестьянское платье, и его оруженосец Вильфрид. Альберт пришел на свидание с Жизелью. Вильфрид пытается отговорить его. Но Альберт отстраняет оруженосца, стучится в дверь и прячется. На стук выходит Жизель. Никого не обнаружив, она собирается уйти. Появляется Альберт. Он касается руки Жизели. Постепенно их танец переходит в любовную сцену. Рядом с ними оказывается Ганс. Он заверяет Жизель в своей верности. Альберт прогоняет лесничего.
С виноградников возвращаются подруги Жизели. Затеваются танцы, и Альберт с удовольствием принимает участие в общем веселье.
Берта выходит из дома и прекращает танцы. Она напоминает дочери, что ей вредно так много танцевать, ведь у нее больное сердце. Все расходятся.
Возвращается Ганс. Уязвленный отказом Жизели, он решает раскрыть тайну соперника, проникает в дом Альберта. Издали доносятся звуки приближающейся охоты, вскоре появляются дамы и кавалеры. Среди них Герцог и его дочь Батильда, невеста Альберта.
Утомленные охотой, они хотят отдохнуть. Герцог указывает на дом Жизели и просит вызвать хозяйку. Выходит Берта, за ней - Жизель: они предлагают гостям прохладительные напитки. Очарованная обаянием Жизели, Батильда дарит ей ожерелье. Знатные гости уходят в дом, чтобы отдохнуть. В окне появляется Ганс. В его руках графская шпага - неопровержимое доказательство знатного происхождения Альберта.
Праздник урожая. В разгар всеобщего веселья врывается Ганс, он расталкивает Альберта и Жизель и показывает обнаруженную в доме Альберта шпагу. Жизель просит объяснений. Взбешенный Альберт бросается на Ганса. Подоспевший Вильфрид останавливает своего господина. Ганс трубит в рог. Из дома выходит Батильда со своей свитой. Она удивлена, увидев Альберта в крестьянском платье. Альберт целует руку невесте.
Жизель понимает, что клятвы верности и любви - обман. Батильда показывает ей свое обручальное кольцо - она невеста Альберта. Жизель, рыдая, падает на руки матери. Последний раз в помутившемся от потрясения сознании девушки возникают картины недавнего прошлого - клятвы, слова любви, танцы. Жизель умирает
Действие второе
Действие второе
Поздний вечер. Трое охотников заблудились неподалеку от сельского кладбища. Сюда приходит Ганс. Он предупреждает охотников о появлении призраков, которые хватают случайных путников и заставляют танцевать до смерти. Слышны таинственные звуки, вспыхивают блуждающие огни. Охотники и Ганс в страхе разбегаются.
Лунный свет освещает вилис и Мирту, их повелительницу. Они танцуют и делают магические заклинания, готовясь к встрече с новой вилисой. По знаку Мирты Жизель появляется из могилы. Вилисы слышат шум и прячутся.
На кладбище появляется Альберт в сопровождении Вильфрида. Снова вспыхивают болотные огни. Оруженосец предупреждает графа об опасности, но Альберт непреклонен, он хочет остаться один у могилы возлюбленной. Вдруг Альберт замечает тень Жизели и устремляется за ней.
Вилисы преследуют Ганса. Лесничий в ужасе пытается разорвать их хоровод, умоляет о пощаде, но мстительные вилисы сталкивают Ганса в озеро. Появляется преследуемый вилисами Альберт. Он обречен на гибель. Пытаясь защитить возлюбленного, вбегает Жизель.
Мирта приказывает Жизели танцевать. Вилисы окружают Альберта и вовлекают в свой губительный хоровод. Обессиленный Альберт падает к ногам Мирты.
Доносится звон часов. Наступило утро. Вилисы лишаются своей власти и исчезают. В последний раз мелькает призрак Жизели. Альберт остается один.
Судьба спектакля
Судьба спектакля
Первая постановка - Париж Гранд-Опера, 28 июня 1841 года. Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро. Художник П. Сисери, костюмы П. Лормье.
Успех парижской премьеры превзошел все ожидания. Печать переполнилась восторженными отзывами, причем отрицательные реплики практически отсутствовали. Точнее всех, пожалуй, выразился Жюль Жанен: "Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии, и Адель Дюмилатр, и особенно Карлотта Гризи. Всего вдосталь! В добрый час! Вот что называется балетом".
Целый месяц Опера давала только один балет "Жизель": семь раз прошел он с неуклонно возрастающим успехом. К концу 1841 года состоялось 26 представлений.
Сам спектакль распространялся еще быстрей, чем молва о нем. Его развозили по странам и городам участники парижской премьеры. Вскоре к ним присоединились исполнители лондонского и петербургского спектаклей. Так распространялась "Жизель" по миру: 1841 г. - Париж, Бордо; 1842 - Марсель, Турин, Лондон, Брюссель, Вена, Петербург; 1843 - Лион, Милан, Венеция, Берлин, Москва; 1844 - Гаага, Флоренция, Генуя; 1845 - Стокгольм, Рим, Дублин, Лиссабон; 1845 - Бостон, Филадельфия, Чарлстон, Берлин, Нью-Йорк; 1848 - Копенгаген, Варшава; 1849 - Кенигсберг. Все города Европы видели "Жизель" на гастролях знаменитых европейских балерин. Каждая хотела иметь этот балет в своем репертуаре. Такого широкого распространения еще не знала история. На сцене парижской Оперы "Жизель", по неполным данным, выдержала за 18 лет 150 представлений, тогда как самый знаменитый ранее балет "Сильфида" - всего лишь 59 представлений за 12 лет. Словом, "Жизель" была вне конкуренции.
"Жизель" в русском балете XIX века
"Жизель" в русском балете XIX века
Именно в России "Жизель" нашла надежное пристанище, обрела новую жизнь, куда более могущественную, нежели прежде, художественную силу, сделавшую ее вершиной классического наследия.
Премьера "Жизели" состоялась на сцене петербургского Большого театра 18 декабря 1842 года. Балетмейстер Титюс не утруждал себя размышлениями об образах спектакля; он перенес парижскую постановку. Были некоторые перемены в танцах вилис. Отказался от вставного дивертисмента - праздника виноградарей, охотники не выезжали на лошадях, как в Париже, ни одно сообщение не указывало на использование машинерии во втором акте.
С 20 октября 1849 года из афиш "Жизели" исчезает имя Титюса, его место в театре занял Перро. Ему, видимо, принадлежали перемены в спектакле - вставка па де труа и окончательная купюра сцены крестьян. 8 октября 1850 года в "Жизели" выступает создательница заглавной роли Карлотта Гризи.
Начиная с февраля 1884 года в афише значится: "Балет вновь поставлен г. М. Петипа". Наперекор советам печати и балетоманов модернизировать устаревший спектакль, Петипа в данном случае сохранил и обогатил "старинность" "Жизели". Можно считать Петипа редактором хореографического текста "Жизели". Благодаря Петипа "Жизель" вышла из состояния, угрожающего ей безвозвратной гибелью.
Русскую "Жизель" отделяет очень большая дистанция от французского спектакля прошлого века. В своей монографии Ю. Слонимский пишет:
"Французская "Жизель" - сентиментальная мелодрама, посвященная несчастной любви гризетки, пейзанки, каких было много в те дни. Постигшая героиню беда - "несчастный случай". Ее чувство остается в памяти привлекательной, до курьеза наивной иллюзией.
"Русская "Жизель" - возвышенная драма сердца. Здесь любовь - не иллюзия, а символ веры".
"Жизель" на русской сцене преодолела стиль Гранд-Опера - пышного, роскошного зрелища, изобилующего шествиями, конными выездами, шикарными дивертисментами, эффектными сценами. Русская "Жизель" приобретала относительно камерный характер. Мало-помалу в образе Жизели на первый план выступают новые черты - "жизнь сердца". Франко-русские разночтения в понимании заглавного образа сказываются на каждом шагу. Переосмысление содержания коснулось и вилис.
По мере того, как изменялось в России содержание "Жизели", нарастал его конфликт с парижской концовкой спектакля: герой ищет утешения в объятиях невесты. По сути дела, это не финал балета, а лишь послесловие в духе старинных повестей.
Рассказав об исчезновении Жизели-вилисы, автор вопрошал: "А что стало с героем?" - и отвечал: "Удалился, утешаемый Батильдой и оруженосцем". Тому же, кто прошел через перипетии русского спектакля "Жизели", возврата нет. Выхода Батильды уже не было.
Альберт может падать без чувств, метаться но сцене, тщетно взывая к исчезнувшей Жизели, удаляться с цветком в руках или рыдать на плече верного оруженосца, важно, что родился на русской сцене новый смысл финала. Придет ли Альберт снова к могиле или нет, с ним навсегда рядом будет образ его возлюбленной. Новая концовка очень органично вошла в сегодняшние постановки "Жизели". Попытки возвратить старую концовку закончились неудачей...
"Жизель" считается детищем трех балетмейстеров, оставаясь неприкосновенной. Она составляет одну из великих традиций русского балета, сделавших его единственным обладателем всех хореографических ценностей прошлого, растерянных театрами, некогда их создававшими.
Информация с сайта
Новосибирского Государственного Академического
Театра Оперы и Балета:
@темы: Балет, «Жизель», Прекрасное